Теодор В. Адорно

RSS-материал 

Теодо́р Лю́двиг Визенгрунд Адо́рно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno; 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне — 6 августа 1969, Висп, Швейцария) - один из самых известных в XX веке немецкий философ и социолог леворадикальной ориентации.
Представитель Франкфуртской критической школы. Занимался музыковедением. Автор музыкальных сочинений, написанных в близком экспрессионистскому ключе. Его философские воззрения сложились на пересечении аргументов неогегельянства, авангардистской критики культуры, концептуального неприятия технократической рациональности и тоталитарного мышления. Новая волна популярности идей Адорно связана с ростом влияния радикальной антиглобалистской оппозиции.

(обсуждается на форуме - 4 сообщения)

Язык: Сортировать по: Скрыть жанры Аннотации Скрыть оценки

Культурология, Философия, Зарубежная образовательная литература, зарубежная прикладная, научно-популярная литература, Обществознание, социология

файл не оценен Средняя оценка: нет - Культурная индустрия. Просвещение как способ обмана масс (пер. Татьяна Владимировна Зборовская) 345K, 64 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)

Философия, Публицистика

файл не оценен Средняя оценка: нет - Вождь нации. Сотворение кумира 1268K, 176 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)

Философия

файл не оценен Средняя оценка: нет - Диалектика просвещения. Философские фрагменты 1203K, 303 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)
файл не оценен Средняя оценка: нет - Жаргон подлинности. О немецкой идеологии 10743K, 193 с. (скачать pdf)
файл не оценен Средняя оценка: нет - Избранное: Социология музыки 1335K, 600 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)
файл не оценен Средняя оценка: нет - Исследование авторитарной личности (пер. М. Попова,М. Кондратенко) 1591K, 378 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)
файл не оценен Средняя оценка: нет - Негативная диалектика (пер. Е. Л. Петренко) 1849K, 449 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)
файл не оценен Средняя оценка: нет - Негативная диалектика 4902K, 372 с. (скачать djvu)
файл не оценен Средняя оценка: нет - Проблемы философии морали (сборник) (пер. Михаил Львович Хорьков) 1190K, 259 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)
файл не оценен Средняя оценка: нет - Философия новой музыки 528K, 224 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)
файл не оценен Средняя оценка: нет - Эстетическая теория (пер. А. Дранов) 1513K, 682 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)
файл не оценен Средняя оценка: нет - Minima Moralia. Размышления из поврежденной жизни (пер. Александр Васильевич Белобратов) 1830K, 344 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)



RSS-материал Впечатления

hathy про Адорно: Культурная индустрия. Просвещение как способ обмана масс (Зарубежная образовательная литература, зарубежная прикладная, научно-популярная литература, Культурология, Обществознание, социология, Философия) в 10:22 (+02:00) / 23-05-2021
Да, ну и? Всем это известно.
Делать-то что?

Kajmer про Адорно: Исследование авторитарной личности (Философия) в 22:05 (+02:00) / 03-09-2019
очень актуальная книга, Версо переездала в Европе

karzak про Адорно: Исследование авторитарной личности (Философия) в 08:18 (+02:00) / 04-05-2018
Даже, через чур и с лишком :(

диванный_философ про Адорно: Исследование авторитарной личности (Обществознание, социология) в 17:29 (+01:00) / 22-11-2015
Актуальная книга.

оптимальный вариант про Адорно: Философия новой музыки (Философия) в 13:50 (+02:00) / 16-04-2015
чтоб именно ЛЮБИТь джаз, надо быть больным на голову.
совершенно сумасшедшая музыка.
ежели я когда нибудь плюблю джаз, убейте меня пожалуйста.
ЗЫ все джазисты больные на голову, и так было всегда. вспомним: "от саксофона до нож...", а в 30-е в штатах "джазмен" - было синонимом слова наркоман, с тех пор мало что изменилось.

Фили.пок про Адорно: Философия новой музыки (Философия) в 07:53 (+02:00) / 16-04-2015
Cегодня он играет джаст,
а завтра Родину продаст.

Юра90 про Адорно: Философия новой музыки (Философия) в 07:40 (+02:00) / 16-04-2015
Когда нет смысла, нет цели, нет и контекста для опыта, нет возможности интегрировать материал в сознание человека. Директор Тавистокского института бригадный генерал Джон Ролингс Риз, занимаясь этими исследованиями, не имел в виду поиски смысла жизни. То же самое можно сказать про Левина, Триста и Адорно. Их задача заключалась не в этом. Им нужно было разработать быстрые и простые методы манипулирования сознанием людей, а вовсе не способы духовной или психической интеграции — того, что Юнг называл индивидуацией. Они должны были создавать убийц, двойных агентов, допрашивать пленных, получать информацию и манипулировать сознанием. Спасение душ они предоставляли священникам.
В своем труде «Философия новой музыки» (1948) лидер Франкфуртской школы Теодор Адорно утверждал, что цель современной музыки состоит в том, чтобы в буквальном смысле приводить слушателей в безумное состояние.

«Он оправдывал это утверждением, что современное общество — рассадник зла, авторитаризма и потенциального фашизма, а освобождение возможно только через разрушение цивилизации, распространение различных форм культурного пессимизма и извращений. О роли современной музыки он писал следующее: “Нельзя сказать, что в ней находит прямое выражение шизофрения, но на музыке лежит отпечаток стиля, подобного стилю душевнобольного. Индивид сам является причиной собственного разрушения... Он мечтает о чудодейственном исполнении обещанного, но в рамках повседневной реальности... Ее задачей является актуализация шизофренических наклонностей через сферу эстетического. И если этого удастся добиться, то на месте подлинного здоровья можно утвердить безумие”. Адорно считал, что некрофилия является высшим выражением “истинного здоровья” в больном обществе.

Эрих Фромм, еще один выдающийся представитель Франкфуртской школы, значительную часть своего программного труда «Анатомия человеческой деструктивности» (1972) посвятил анализу некрофилии, которую он называет доминирующим трендом современного общества. Фромм относил к некрофилии все формы одержимости смертью и разрушением, особенно с ярко выраженной сексуальной окраской. Любопытно, что мнимым “лекарством” от этих массовых социальных извращений в конце 1960-х годов он считал контркультуру наркотиков, рока и секса» From Cybernetics to Littleton: Techniques of Mind Control, Jeffrey Steinbeig, EIR, April 2000.
В Тавистоке и Франкфуртской школе очень внимательно наблюдали за нацистскими методами пропаганды и охотно включали их в свои собственные исследования. Цель этого проекта, как утверждает Адорно во «Введении в социологию музыки», было «запрограммировать массовую культуру с помощью экстенсивного социального контроля, ведущего к неуклонной деградации потребителей этой культуры». Применение этих исследований к сфере человеческого поведения десятилетием позже привело к «культурной революции» в США, последствия которой уже необратимы.

«Промыватели мозгов пришли к выводу, что массмедийные мероприятия пробуждают в массах готовность верить во все, что им скажут, на время отказываясь от всякого здравомыслия и утрачивая чувство реальности. В этих обстоятельствах они верят даже в то, что в иных условиях наверняка отвергли бы как полную чушь». А теперь вернитесь мыслями в сегодняшний день. Насколько реалистичны россказни, которые мы слышим от политических лидеров сегодня? Оружие массового поражения в Ираке, иранские муллы якобы угрожают безопасности Соединенных Штатов, ливийский лидер Муаммар Каддафи снабжает своих солдат «Виагрой», чтобы они насиловали женщин, участвующих в восстании, смерть Усамы бен Ладена... Вольф поясняет: «В годы Второй мировой войны неофрейдист Бруно Беттельгейм опубликовал психологический анализ нацистского периода, сделанный по заказу промывателей мозгов, связанных с Тавистокским институтом. В нем Беттельгейм описывает, как в условиях крайних сомнений и террора индивид регрессирует в инфантильное состояние. В таких обстоятельствах узники концентрационных лагерей начинали подражать личным качествам и манерам своих угнетателей, эсэсовских охранников. В своей получившей широкую известность книге “Просвещенное сердце” Беттельгейм указывал, что жизнь за воротами концентрационных лагерей зеркально отражала то, что происходило в лагерях: все немецкие граждане становились все более инфантильными, менее способными вести себя так, как подобает взрослому, ответственному человеку». Turn off your TV, Lonnie Wolfe, New Federalist, p. 10, 1997.
Послушаем Теодора Адорно, представителя Франкфуртской школы: «Представляется очевидным, что модификация потенциально фашистской структуры не может быть достигнута одними лишь психологическими средствами. Эта задача сравнима с избавлением планеты от неврозов, преступности и национализма. Это все продукты общей организации общества, и изменить их можно только посредством изменения самого общества. Решать, каким образом можно было бы осуществить такие перемены, — это не дело психолога. Эта проблема требует одновременного привлечения всех общественных наук. Мы можем лишь настаивать на том, что во время совещаний и круглых столов, где будет обсуждаться данная проблема, психологи тоже должны иметь право голоса. Мы считаем, что научное понимание общества должно включать в себя понимание того, зачем это людям, поскольку далеко не все социальные реформы, пусть даже самые широкие и желательные, способны трансформировать структуру предвзято настроенной личности. Чтобы изменить или хотя бы сдержать фашистский потенциал, необходимо наращивать способность людей видеть себя такими, какие они есть, и быть самими собой. Этого нельзя добиться путем манипулирования людьми, сколь бы совершенными ни были методы манипулирования... Вот здесь-то психология и может сыграть важную роль. Методы преодоления сопротивления, разработанные преимущественно в сфере индивидуальной психотерапии, могут быть усовершенствованы и адаптированы к использованию в отношении групп людей и даже в отношении народных масс» Исследование авторитарной личности
В 1944 году Теодор Адорно одним из первых мыслителей Франкфуртской школы выдвинул идею, что с помощью радио и особенно телевидения можно целенаправленно задерживать умственное развитие людей. Вот что он пишет: «Телевидение стремится к синтезу радио и кино. Оно поддерживается только потому, что заинтересованные стороны пока не пришли к соглашению, но последствия этого будут чудовищны, и в их числе — резкое эстетическое обнищание человека...» Двенадцать лет спустя Адорно писал, что «телевидение является инструментом психологического контроля, о каком в прошлом не приходилось и мечтать». В эссе «Телевидение и характер массовой культуры» он пишет: «Пришло время систематически исследовать социально-психологические стимулы, типичные для телевизионных программ, как на описательном, так и на психодинамическом уровне, проанализировать их предпосылки и общий характер, а также оценить их вероятный эффект. В результате можно будет подготовить рекомендации, позволяющие с помощью этих стимулов достичь наиболее желательного эффекта...»[204] Адорно утверждает, что «все телевизионные программы содержат как открытые идеи, предопределяемые сюжетом, персонажами и т. д., так и скрытые сигналы», гораздо менее очевидные. Это скрытое содержание направлено на промывание мозгов, тогда как «сюжет и все прочее служат лишь оболочкой, носителями скрытого содержания».[205]

Вот как комментирует высказывания Адорно Лонни Вольф: «Сериал “Наша мисс Брукс” представляет собой популярный ситком о сложных взаимоотношениях между школьной учительницей и директором школы. Самыми смешными в этой комедии Адорно считает те эпизоды, где страдающая от маленькой зарплаты учительница выманивает еду у своих подруг. Адорно “расшифровывает” скрытое послание этих эпизодов следующим образом: “Если вы добродушны, жизнерадостны, остроумны и очаровательны, как мисс Брукс, вам незачем беспокоиться о величине зарплаты — с голоду вы в любом случае не умрете. Чувство юмора и ум помогут вам не только справиться с материальными лишениями, но и выбиться в лидеры, оставив других позади себя”. Этот месседж окажется весьма востребованным в последующие годы, когда экономика рухнет, и примет форму “циничного антиматериализма” — на первой волне контркультуры, поднятой “потерянным поколением” 1960-х».[206] Если экстраполировать эту мысль, то чем более сложной становится жизнь, пишет Адорно, «тем сильнее люди цепляются за стереотипы, чтобы привнести хоть какую-то упорядоченность в меняющийся мир, который в противном случае стал бы совершенно непостижимым».

В другой своей статье Адорно предсказывал, что «креативные женоподобные мужчины займут важное место в обществе». И действительно, такие артистичные, чувственные, женственные мужчины заполонили телевидение. «Это согласуется с утверждениями Фрейда о том, что художественное творчество черпается из подавляемой или реализованной гомосексуальности. Эти женственные, чувствительные мужчины обычно противопоставляются более грубому, мужественному образу мачо (например, образу ковбоя), которому креативность не свойственна».[207]
Мало кто знает о том, что Уолт Дисней и его брат занимались производством откровенно пропагандистских фильмов в годы Второй мировой войны, работая под надзором Комитета по нравственности, где доминировали тавистокцы. «Диснеевские мультфильмы приучают зрителей не думать, а чувствовать, стремятся объединить детей и их родителей на эмоционально инфантильном уровне, как об этом говорил сам Дисней».[210] Дисней и дегенераты из Франкфуртской школы и Тавистока идут здесь рука об руку: вспомните, как Адорно говорил об использовании массмедиа и эмоционально заряженных образов для насильственной задержки умственного развития общества. «Воспринимаемые телезрителями картинки и звуки призваны порождать в сознании зрителей ментальные образы, которые воспринимаются как реальность благодаря приданию персонажам эмоционального измерения».[211] В таком состоянии грез люди с большей готовностью принимают яркие мультипликационные образы как реальный мир. Послушайте Диснея, и, если вы человек, а не двуногое животное, его слова должны задеть вас за живое: «Если бы все люди на свете мыслили и вели себя как дети, у нас не было бы никаких проблем. Жаль, что даже дети становятся взрослыми».[212]
Собственные письменные свидетельства Адорно подчеркивают осознание им связи между «вкусом к джазу» и латентной тенденцией к убийствам и гомосексуальным фантазиям. Неудивительно, что гуру Франкфуртской школы Герберт Маркузе впоследствии называл джаз наиболее подходящей музыкой для новых левых. Взято из http://flibusta.net/b/375481