Система монетизации сайтов

среда, 15 октября 2008 г.

Антон Носик сдал тайны блогосферы


Журнал Компания опубликовал весьма и весьма полезное для блоггеров интервью с одним из главных персонажей российской блогосферы - с Антоном Носиком, который был главным по блогам в компании владеющей Живым журналом. Обязательно почитайте и найдете интересные моменты относительно будущего блогосферы и русского интернет-бизнеса


Блогообразие Носика
Блоги и социальные сети наводят морок на Рунет

Почти два года Антон Носик занимался модернизацией самого популярного в России блог-сервиса LiveJournal. Однако план из 55 предложений по усовершенствованию не был выполнен даже наполовину, а сам Носик в начале сентября покинул компанию ради очередного интернет-стартапа.
Антон Носик – один из самых известных деятелей Рунета, начал свою деятельность в начале 90-х как участник компьютерной сети Fidonet. С 1996 года участвовал почти во всех значимых стартапах российского Интернета. Так, одним из первых блог-сервисов русского сегмента Всемирной паутины стал «Вечерний Интернет», придуманный и запущенный Носиком в декабре 1996 года. Он также принимал участие в запуске «Газеты.ру», занимал посты главного редактора новостного сайта «Лента.ру» и президента компании «Рамблер Интернет холдинг». Осенью 2006 года Носик возглавил службу блогов компании «СУП» – правда, сам он считает такое название неверным, указывая, что никакой службы в его распоряжении не было, и предпочитает называть свою должность в СУПе Chief Blogging Officer (директор, ответственный за блоги). Будучи активным пользователем блог-сервиса LiveJournal, Антон Носик пришел в СУП для того, чтобы поделиться с компанией Эндрю Полсона и Александра Мамута своим опытом работы в российском сегменте Сети. Однако и тут не задержался надолго.

– Чего не удалось добиться за время работы в СУПе?
– В компании «СУП» я работал в составе команды. Моя внутрихолдинговая позиция не предполагала, что лично я чего-то особенного добьюсь. Хотя и «отвечал за блогосферу», никакой «службы блогов» в моем подчинении не было, роль была консультативной. Реализацией намеченных планов по улучшению сервиса занимались другие люди. Предполагалось, что в компании «СУП», где ключевым активом изначально был контракт на обслуживание русского сегмента LiveJournal, будет человек, который хорошо разбирается в этой сфере, ведет прямой диалог с пользователями этой площадки и может представлять их интересы, зная проблемы ЖЖ и то, какие действия со стороны компании могут восприниматься пользователями как улучшение сервиса. Еще в ноябре 2006 года я составил список из 55 дополнений и исправлений, которые назрели в ЖЖ и больше мешали жить русским пользователям, чем американским. Из этого перечня за пару лет удалось реализовать примерно 20. Я надеюсь, что под руководством Мэтью Берардо, который пришел в СУП из Yahoo! для руководства LiveJournal Inc., и его технического директора остальные 35 пунктов будут реализованы.
– То есть перед вами не ставили никаких конкретных задач?
– Задачи передо мной ставились вполне конкретные, просто не в формате «Пойди и сделай», а в формате «Посоветуй и объясни».
– Недавно вы говорили, что были не согласны с политикой компании «СУП» в части размещения рекламы прямо в постах пользователей и временной отмены регистрации бесплатных аккаунтов. В чем были конкретные расхождения?
– Решение запретить базовые аккаунты, превратить их в запретный плод было ошибочным. В компании принимали это решение во время смены менеджмента, без надлежащего обсуждения, и свою ошибку СУП очень быстро признал. Теперь бесплатные аккаунты снова можно регистрировать, а любой существующий аккаунт можно конвертировать в базовый. Что касается нового рекламного формата, то, на мой взгляд, это проблема СУПа, а не проблема пользователей, если они забывают, что до введения новых раздражающих форматов баннеры на улучшенных аккаунтах висели выше и площадь их была больше, чем сейчас. Баннерами открывалась любая страница. Все они были на видном месте. Просто никого не раздражали. Теперь их расположили по-другому, и в итоге получили негативный резонанс. Теперь в СУПе обсуждаются последствия, как имиджевые, так и финансовые. Ситуацию надо как-то исправлять, ведь рекламодатель не хочет быть тем, из-за кого у пользователей возникают проблемы с чтением своей френд-ленты. Бизнес состоит не только в том, чтобы продавать баннеры, но и в том, чтобы больше людей писало и читало ЖЖ.
– По данным Technorati, около 20% блогеров в мире зарабатывают на своих страничках, а еще 42% надеются когда-нибудь заработать. Как думаете, сколько российских блогеров берут деньги за свои постинги? О каких суммах идет речь?
– Эта часть последнего отчета Technorati вызвала у меня некоторое разочарование. Они зачем-то стали выводить «среднюю температуру по больнице», которая составила несуразные $1900 в год на один зарабатывающий деньги блог (или даже на одного блогера). На самом деле речь идет о миллионах блогов, которые зарабатывают пригоршню долларов в год с партнерских программ типа Google AdSense, и о нескольких десятках блогов, доходы которых за тот же период исчисляются многими миллионами долларов.
– Почему самые популярные блог-сервисы в России, как правило, имеют неудобный интерфейс и такой отсталый дизайн?
– Вопрос не в удобстве, а в количестве уникальных товарных предложений (УТП). Бывает, что УТП какого-либо проекта заключается в его удобстве. Однако популярным этот проект, скорее всего, не станет, потому что понятие об «удобстве» доступно довольно небольшой группе людей, которые прекрасно справятся и с неудобством. Козырным УТП для социального медиа, будь то социальная сеть или блог-хостинг, является сообщество, уникальная аудитория, сложившаяся вокруг проекта.
Например, в Америке есть Facebook, а в России популярен «В контакте», по сути тот же самый Facebook. Сейчас настоящий Facebook пытается прийти в нашу страну, но он ничего не может противопоставить своему клону, потому что за этот клон выступают больше 10 млн пользователей. «В контакте» – это то, с чего у нас начинают день миллионы студентов и школьников, а функциональность и бренд Facebook тут не собрали аудитории. Или MySpace: в США это главная платформа, главная рекламная площадка, мимо которой не может пройти независимый музыкант, промоутер или Барак Обама, потому что там колоссальная аудитория. Не потому, что там такие удобные кнопки. К слову, самый неудобный пользовательский интерфейс, который можно найти в России, – это «Одноклассники.ру». Это уникальный сервис, с помощью которого можно следить за историями знакомых и людей, давно забытых вами, но он так неудобно реализован! Однако это ничему не мешает, никого не отпугивает.
– Рост социальных сетей будет и дальше продолжаться или и в России, и в мире эта тенденция уже достигла пика?
– Никаких социальных сетей нет. Это морок, или, как говорят по-английски, «мем». Растут не социальные сети, а то, что пресса в 2007 году назвала таковыми. На самом деле, есть, во-первых, люди, которые приходят в Интернет для того, чтобы получать информацию, и для этого им не нужно никак социализироваться. Так, например, 50 млн человек в месяц о чем-то спрашивают «Яндекс», вообще никак не контактируя между собой. А есть другая, коммуникационная потребность. Социальная сеть, про которую сейчас все говорят, – это просто частный случай коммуникативной ипостаси Интернета. Социальная сеть ничуть не меньше «Одноклассников» и «В контакте» существует в России с 2005 года, она называется «Мамба» и зарабатывает десятки миллионов долларов на платежах пользователей. Но в 2005 году никто ее не называл соцсетью, так как не было бума и моды на это слово в прессе. «Мамба» является полностью функциональным аналогом и «Одноклассников», и «В контакте».
Всегда были коммуникаторы, объединяющие гигантское количество людей: в России это ICQ, на Западе MSN Messenger, AOL, Yahoo! Messenger, почтовые платформы. Таким образом, социальные сети не на пике и не пройдут этого пика. При этом доходы ни одной социальной сети не сравнимы с выручкой поисковиков, новостных СМИ или даже блог-хостингов. Зарабатывать на некоторых соцсетях так пока и не умеют. Да, трафик у «Одноклассников» и «В контакте», вместе взятых, больше, чем у «Яндекса». Ну и что? Этот трафик стоит копейки, проекты пока убыточны.
– Почему же так и не научились зарабатывать на соцсетях?
– Почему ж не научились? «Мамба» зарабатывает. Mail.ru тоже неплохо растит капитализацию за счет социальной (не почтовой) составляющей. В Америке есть соцсети с чрезвычайно серьезными доходами – как от рекламы, так и от пользовательских платежей. И в Европе они тоже есть. Проблемы монетизации стоят перед конкретными соцсетями вроде «Одноклассников», «В контакте» или американского YouTube, и эти проблемы связаны со спецификой и судьбой этих проектов, а не с феноменом соцсети как не способной заработать в принципе.
– Как вы думаете, почему Альберта Попкова оттесняют от управления «Одноклассниками»?
– Честно говоря, во время этой истории я был слишком занят своими проектами и не имел времени расспросить участников рокировки о ее мотивах. Так что мои гадания вряд ли в данном случае могут иметь какую-то ценность. Может, он сам этого захотел, а может, не сошлись во взглядах на развитие портала. Стоит, наверное, спросить у Альберта и представителей DST.
– А как оцениваете деятельность компании DST Юрия Мильнера и Григория Фингера на российском интернет-рынке?
– Как очень грамотную, агрессивную и успешную скупку активов, осуществляемую умелыми бизнесменами. Я, к сожалению, не умею читать мыслей и не могу угадать, как им представляется exit – хотят ли они потом закрыть тему, выйдя через год-другой с большой прибылью, или намерены рулить десятилетиями.
– Тогда выскажите свое мнение – Алишер Усманов продолжит докупать «Яндекс» или остановится на 10%?
– Хорошо, что Усманов приобрел только 10% акций. Было бы плохо, если бы купил большой пакет. В этом случае мог образоваться картель, не имеющий экономической логики, а рынку очень нужна конкуренция. Но если бы он не купил 10%, ситуация тоже оказалась бы тревожной: с одной стороны, есть «Одноклассники», Mail.ru и «В контакте» в одном кармане, с другой стороны – «Яндекс», а с третьей стороны наступает Google, «сожравший» летом Rambler. У Google в такой ситуации есть несколько миллиардов свободных долларов, чтобы вложить их в одну из противоборствующих сторон и «затоптать» другую. Наличие единого фронта между «Яндексом» и другими площадками Усманова – фактор стабилизации. Я не сомневаюсь, что Google может честно завоевывать свои позиции, ему не надо для этого ничего покупать. Не хочется, чтобы увеличение доли Google (а оно является таким же закономерным процессом, как и исчезновение доли Rambler) завоевывалось тупой скупкой чужих пользователей. Хочется конкурентной борьбы между сервисами, а не победы толстого кошелька над тонким.
Я думаю, что рано или поздно IPO «Яндекса» все же состоится. Но непубличных подробностей сделки Усманова с «Яндексом» не знаю.
– 15% Mail.ru стоят тех $300 млн, которые якобы заплатил Усманов?
– Цена в данном случае определяется готовностью покупателя купить, а продавца – продать. Если не будет корректировки по всему интернет-рынку из-за финансового кризиса, то, думаю, Усманов не окажется внакладе.
– Чего вы ждете от российского сегмента Интернета в ближайшее время?
– Ожидаю роста. За счет экстенсивного роста все показатели, кроме количественного, только ухудшаются. Мы начинали с Интернета, в котором основной аудиторией были люди с высшим образованием, со знанием иностранных языков, высокооплачиваемые профессионалы, которые попали в Сеть по роду службы или научной деятельности. По мере расширения аудитории понижаются образовательный ценз, владение языками, возраст, уровень культурных запросов, сегодня миллионы пользователей запоем читают «желтую» интернет-прессу, у которой еще 5 лет назад в Сети аудитория не превышала 30 000 посетителей в день. Это следствие того, что Сеть приходит в каждый дом. Но есть и интенсивный рост. Он выражается в том, что раньше человек заходил в Интернет только с работы, чуть позже он стал заходить туда вечером из дома, а теперь у него беспроводной Интернет – и дома, и в кафе, и в гостях, и в транспорте. Сегодня и в метро есть GPRS, скоро появится WiMax. Увеличивается потребление Интернета на душу населения среди пользователей высокотехнологичных устройств. И это, в частности, рост интернет-активности потребителей деловой и экономической информации.
– Что касается вашего нового места работы: действительно думаете, что рынок выдержит еще одно финансово-экономическое издание?
– Если бы речь шла об узкопрофильной, скажем, биржевой газете, то лично мне ни в коем случае не было бы интересно работать в таком проекте, а людям, которые воспринимают себя как биржевики, неинтересно было бы, что я там могу написать. Я не специалист в этой области. Если же говорить о проекте, ориентированном просто на людей с деньгами, понимающих, что у таких денег есть своя логика существования, – создавать его интересно. По большому счету представления о том, что делать с деньгами, у российского среднего класса не было до недавнего времени потому, что сами эти деньги отсутствовали. Не только при советской власти жили от зарплаты до зарплаты, но и на протяжении долгого периода капиталистической эпохи люди также не имели понятия о сбережениях. Почему у нас столь печальная ситуация с инструментами размещения денег, практически нет биржи, нет инструментов вложения в мелкий и средний бизнес, зато так развито стремление путешествовать и менять иномарки? Отсутствовали понятия людей о накоплениях. Сейчас наступило время, когда люди стали задумываться, куда вложить средства или как их не потерять.
– Но сейчас, во время мирового финансового кризиса, свободных денег у населения откровенно мало…
– Это сложный философский вопрос – какие деньги считать «свободными». Те ли, которые человек готов разом взять и «спалить» на удовольствия, или те, которые годами откладываются на важные покупки или нужды, такие как недвижимость, автомобиль, образование для себя и детей… Я уверен, что кризис на сегодняшний день крайне далек от того, чтобы «спалить» любые сбережения отечественного среднего класса.
– Ваш проект укладывается в формат Web 2.0. Насколько он перспективен?
– Сложный вопрос. Нам этот формат полезен в первую очередь как способ выстроить СМИ с обратной связью. Это необходимая вещь для СМИ 2008 года независимо от того, знает ли газета наперед соцдем своих читателей и может ли она заинтересовать им рекламодателей.


Постовой: