Сегодня, 29 октября, исполняется 36 лет со дня смерти одного из величайших русских художников – Константина Алексеевича Васильева. Да, именно так я и считаю: Васильев – один из величайших русских художников. Более того, лично для меня он вообще один из самых значимых художников 20-го века. В моем личном списке он стоит на том же уровне, что и Врубель, Пикассо, Гоген, Дали. Можно по-разному относиться к его творчеству – можно любить, можно не любить, но равнодушными его картины точно не оставляют. Нет такого, чтобы посмотрел и забыл. Они всегда цепляют. Лично для меня его работы прекрасны не только с художественной точки зрения, каждая его картина – это всегда главенство Идеи, верховенство Духа. Он сумел создать свой особенный мир.
О Васильеве сейчас достаточно много материалов в Интернете – самых разных, иногда с противоположными оценками. Потому перепечатывать его биографию не буду. Официальную биографию Константина Васильева можно найти в Википидии, менее официальную – здесь, еще о странных обстоятельствах смерти великого художника – здесь. Я же хочу почтить память этого выдающегося художника рассказом о том, чем его творчество является лично для меня.
Мое знакомство с творчеством Константина Васильева началось случайно. Я была в гостях у родственников, где мне в руки попалась книга Сергея Алексеева «Валькирия», где на обложке была изображена последняя работа Мастера – «Человек с филином», законченная им практически перед самой гибелью.
Вот так последняя работа Мастера стала для меня первой встречей с ним. Кстати, имя и творчество Константина Васильева упоминается и в самой книге. Скажу сразу, книгу эту я не люблю, как не люблю все книги, где имеют место подтасовка фактов и передергивание, а кое-где и откровенное вранье. Но за одно ей точно спасибо – это за Константина Васильева.
Картина «Человек с филином» мне не просто понравилась – она меня потрясла. И тем, что она просто фантастически красива как произведение искусства, и тем, сколько глубокого смысла в нее вложено. Мне кажется, в эту картину можно вглядываться бесконечно. Вот здесь даны несколько вариантов трактовки этой картины. Но думаю, каждый человек не просто увидит – почувствует в ней и что-то свое.
Я стала искать информацию о Константине Васильеве, о его творчестве, но тогда, в 1997, с интернетом у нас было, прямо скажем, туговато, так что на тот момент ничего путного из моих поисков не вышло. И вот спустя пару лет мой муж, знавший о моем увлечении этим художником, подарил мне альбом с репродукциями картин Константина Васильева.
Альбом меня просто поразил. Я рассматривала картины подолгу, и все никак не могла насмотреться. Причем, некоторые картины притягивали меня именно тем, что я никак не могла уловить их суть. Например, картины «У чужого окна»
«Нечаянная встреча»
Вроде бы о любви картины, но как-то странно там выражены чувства – без эмоций. Почему?
Хорошо, через какое-то время догадалась не только картинки разглядывать, но и вступление к альбому прочитать. Вот что там написано:
«Необходимое настроение усиливается точно выбранными характеристиками-символами. На первом плане – юноша. Вилы, зажатые в его руке, подчеркивают решительность, а ворот его рубахи, выбившейся из-под тулупа, это язык пламени, страстью объявшего его душу. И зритель понимает, что любовь в этом человеке зажжена не внешней красотой девушки, действующей мгновенно, но теми чувствами и словами, что мы слышим в печальных песнях нашего народа…
…И все же главный герой на этом полотне не он, а она – девушка, чей внешне бесстрастный образ не только не оставляет равнодушными зрителей, но, напротив, пробуждает новые мысли.
Васильев не любил экзальтированных людей. Он ценил в человеке спокойное, твердое состояние духа и поэтому считал неприличным выражать чувства и устремления своих героев, искажая для этого их лица мимикой. «Внешняя чувственность облика скоро наскучит», - говорил он. И, взяв за эталон красоты милый его сердцу образ девушки-славянки… он добивался необычайно емкой передачи внутреннего мира героев, оставляя при этом, на первый взгляд, холодными их лица.
… Проникнув на второй смысловой план картины, можно прочитать чувства и думы героини, ощутить борьбу обуявших ее страстей: неодолимой тяги, любви к красивому юноше и какого-то довлеющего над ней, неведомого нам долга. В древности на Руси девушка была верна традициям семьи, рода и не могла поступиться ими.» После этого мне многое стало понятно в его картинах.
Кстати, эти картины были написаны по мотивам русской народной песни «По улице мостовой».
Мне вообще очень нравится то, как Васильев писал женщин, в том числе и обнаженных. «Весна»
Во всех картинах, где есть женские образы, чувствуется трепетное, тактичное и уважительное отношение к Женщине. На его картинах нет чувственных женщин-самок, нет легкомысленных и миленьких девочек-конфеток, нет и холодных, вроде как уже почти бесплотных женщин-богинь. Его женщины вполне себе земные, но при этом изумительно чистые. Женщины-невесты, женщины-жены, женщины-матери. И они прекрасны.
Особо хотелось бы сказать о картинах Васильева, посвященных Великой Отечественной войне. Лично я считаю его картины на тему ВОВ одними из самых лучших, самых атмосферно-точных, самых духовно и идейно наполненных.
Например, "Парад сорок первого":
Какой интересный ракурс, правда? Такое ощущение, что Минин и Пожарский благословляют войска на ратный подвиг. Да разве могла такая армия потерпеть поражение, если духовно с ней были все великие предки народа, не раз отстаивавшие жизнь и независимость Родины на протяжении тысяч лет?
"Нашествие":Кстати, первоначально, картина Нашествие задумывалась Васильевым иначе (эскиз):
Но в результате художник решил ограничиться более лаконичным изложением главной мысли: идет война, где главные противоборствующие силы – это мы и они, Добро и Зло. И даже если Злу и удалось на какое-то время взять верх, то это еще ничего не значит. Пусть храм разрушен, но уцелели еще некоторые лики святых. И если осталось хоть зерно Правда, Ложь победить не сможет.
Кстати, еще об одном аспекте творчества Васильева. За его интерес к русским былинам и культуре русского народа в дохристианский период, а так же к германо-скандинавским мифам и легендам, Васильева многие объявили язычником. Только современные нео-язычники хвалят Васильева как одного из главных воспевателей язычества, а православные ревнители проклинают его за то же самое.
А лично я не считаю Васильева «певцом язычества». Потому что как же тогда быть с той же самой картиной «Нашествие», где Добро и "мы" выражены именно через православную символику, особенно в эскизном варианте, где еще и православный монах присутствует, и хоругви? Как быть с картиной "Марийская деревня", где центром являются не деревенские домики, там и видно-то всего одну крышу за деревьями, а православная часовня?
Как, в конце концов, быть с картиной «Отечество», где орел парит над лесами, рекой, и полями, среди которых виднеется белая часовня?
Нет, как хотите, но признать в Васильеве язычника я не могу. Лично мне кажется, Васильев был просто русским, славянином, до самой глубины души, в каждой клеточке. И вот этот русский дух, русскую идею, русский стержень он и показывает во всех своих картинах. А русские на протяжении своей многовековой истории были разными – и язычники, и православные, и некоторое время даже атеисты. Но было во все времена что-то, что делало их, нас, Русскими, народом. А мы - потомки их всех, все это есть и в нас. И в этом смысле картины Константина Васильева – они как проявители, заставляют человека задуматься над вопросом "А кто же я? Откуда я? Чей я?" Недавно в одной совершенно замечательной книге, "Мистер Пип", я прочитала интересную мысль. Там как бы сравниваются два мира – мир черных людей и мир белых. И в одном месте представители этих двух рас в ходе беседы выясняют, что именно рядом с черными людьми белый человек ЧУВСТВУЕТ, что он белый, а черный человек начинает ЧУВСТВОВАТЬ себя черным именно рядом с белым. Так вот мне кажется, что рядом с картинами Васильева тоже начинаешь ЧУВСТВОВАТЬ, кто же ты.
Картины Васильева уникальны по своей цветовой гамме, их невозможно перепутать ни с чьими. Во-первых, совершенно феноменальное владение серым цветом. До знакомства с картинами Васильева я даже не знала, что этот цвет в живописи может быть настолько благородным. Во-вторых, красный и синий цвета на картинах Васильева – они удивительные, такое ощущение, что они живые.
"Свияжск""Плач Ярославны"
Все знают об "эффекте Куинджи" в живописи. По-моему, "эффект Васильева" в смысле цветопередачи заслуживает не меньшего изучения и не меньшего восхищения.
И еще одна особенность стиля Васильева – это мастерское изображение огня. Вы уже, наверное, это заметили на картине "Человек с филином", вот еще несколько:
"Горят пожары", эскиз
Портрет Ф.М. Достоевского
Особенно поражают свечи. На всех картинах они написаны так, что пламя кажется живым, кажется, подуешь, и оно заколышется. Кстати, правда ведь, свеча на столе Достоевского как-бы перекликается с историей Диогена и его «Ищу человека?» Лично на мой взгляд, портрет Достоевского кисти Васильева - самый лучший.
Ну и просто одна из самых трогательных, самых моих любимых картин художника Константина Васильева – "Лесная готика".
И сегодня, в день памяти Великого Художника я искренне надеюсь, что наше российское Министерство культуры все-таки одумается, признает картины Константина Васильева народным достоянием, восстановит музей Васильева, и уже поставит точку в дикой, безмерно грязной истории, произошедшей 3 года назад. И я смогу приехать и полюбоваться моими любимыми картинами в живую.