[Все] [А] [Б] [В] [Г] [Д] [Е] [Ж] [З] [И] [Й] [К] [Л] [М] [Н] [О] [П] [Р] [С] [Т] [У] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ] [Э] [Ю] [Я] [Прочее] | [Рекомендации сообщества] [Книжный торрент] |
Вадим Габриэлевич Шершеневич
Вадим Габриэлевич Шершеневич (25 января (6 февраля) 1893, Казань — 18 мая 1942, Барнаул) — поэт, переводчик, один из основателей и главных теоретиков имажинизма.
Родился в семье профессора Габриэля Шершеневича, известного юриста и впоследствии депутата I Государственной Думы; с 1907 жил в Москве. Учился в Московском университете, сперва на математическом, потом на историко-филологическом факультетах, некоторое время стажировался в Мюнхенском университете.
Писать стихи начал в гимназические годы, пробуя разные манеры. В первых поэтических сборниках («Весенние проталинки» (1911), «Carmina» (1913)) ощущается сильнейшее влияние мэтров символизма — Бальмонта, Брюсова, Блока. Последующие — «Романтическая пудра», «Экстравагантные флаконы» (оба — 1913) ненадолго сближают Шершеневича с эгофутуристами. С конца 1913 Шершеневич состоял в небольшой московской футуристической группе «Мезонин поэзии».
В середине 1910-х участвовал в литературных диспутах, опубликовал стиховедческую работу «Зелёная улица», переводил литературные манифесты теоретика итальянского футуризма Ф. Маринетти. Претендовал на роль теоретика русского футуризма с ориентацией на Запад (роль, аналогичную той, которую играл в символизме В. Я. Брюсов), что стимулировалось приятельскими отношениями Шершеневича с Брюсовым. Редактировал «Первый журнал русских футуристов» (1914), что вызвало нарекания как коллег по изданию (Давид Бурлюк, Бенедикт Лившиц, впоследствии назвавший Шершеневича «самовлюблённым графоманом»), так и оппонентов (прежде всего группы «Центрифуга»; с резким выпадом против Шершеневича выступил входивший тогда в «Центрифугу» Борис Пастернак — статья «Вассерманова реакция»). Во время Первой мировой войны был на фронте в качестве вольноопределяющегося. В этот период Шершеневич обретает свою манеру, в значительной части сохранившуюся и в имажинистский период; она представлена сборником «Автомобилья поступь» и драмой «Быстрь» (оба 1916).
В 1919 — один из главных основателей группы имажинистов (С. Есенин, А. Мариенгоф, А. Кусиков). Термин (в форме «имажионизм») и интерес к «слову-образу» появляется уже в футуристических работах Шершеневича 1910-х годов; связь его с англо-американским имажизмом сомнительна. В 1918 Шершеневич публикует одно из самых значительных своих произведений — любовную поэму «Крематорий», являющуюся своего рода ответом на «Облако в штанах» Маяковского (переиздана в следующем году с подзаголовком «Поэма имажиниста»). В начале 1920-х издаёт сборники «Лошадь как лошадь» (наиболее известная его книга), «Кооперативы веселья», трагедию «Вечный жид», участвует в коллективных изданиях «Коробейники счастья», «Одна сплошная нелепость», «Золотой кипяток» и «Мы Чем Каемся» (конфискована из-за провокационного названия, напоминающего о московской ЧК), сборниках «Имажинисты» и журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Читает стихи с эстрады, пользуясь громадной популярностью среди московской публики; продолжается начавшееся ещё до революции соперничество Шершеневича с Маяковским. Был председателем московского отделения Всероссийского союза поэтов (1919).
Для творчества Шершеневича характерно нагнетание городских метафор, эпатаж, тематика трагической чувственной любви, бурлескные образы (интерес к клоунаде, «гаерству» устойчив для его биографии), сознательно экспериментальная «брюсовская» разработка приёмов (подчёркнутая названиями стихотворений из книги «Лошадь как лошадь» вроде «Принцип звука минус образ» или «Параллелизм тем»), принципиально декларируемый аполитизм искусства (в 1919 арестовывался за контакты с партией анархистов). С формальной точки зрения — акцентный стих (который он разрабатывал параллельно с Маяковским), позже диссонансная рифма. Автор теоретической работы об имажинизме «2х2=5» (1920) и сборника эссе о творчестве товарищей по группе «Кому я жму руку» (1921).
Последняя книга оригинальных стихов — сборник «Итак, итог» (1926), последовательно построенная на рифмах-диссонансах. В том же году написал антиутопическую пьесу «Мещантика» (не опубликована при жизни).
Значительная часть работы Шершеневича связана с кино и театром; работал как драматург, режиссёр, критик, сценарист, переводчик. Автор выдержавшей два издания книги «Игорь Ильинский». В 1930-е переводил на русский язык пьесы В. Шекспира, П. Корнеля, В. Сарду, немецкую (Рильке, Лилиенкрон) и французскую (включая полный перевод «Цветов зла» Бодлера) поэзию, либретто популярных оперетт, работал над книгой мемуаров «Великолепный очевидец» (несмотря на автоцензурные попытки приспособить её к условиям советской печати, издана она при жизни автора не была). Представляющие большой интерес оригинальные произведения Шершеневича 1930-х годов также опубликованы только в 1990-е. «Цветы зла» в переводе Шершеневича изданы впервые в 2007 г.
Осенью 1941 эвакуировался на Алтай. Участвовал в литературных концертах на оборонных заводах и в военных госпиталях Барнаула, писал тексты для агитационных плакатов. Скончался после тяжелой скоротечной болезни (милиарного туберкулёза). Похоронен на Булыгинском кладбище. В фондах Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая имеются материалы о барнаульском периоде жизни поэта.
Впечатления
NoJJe про Ахматова: Поэзия Серебряного века (Классическая русская поэзия) в 04:52 (+02:00) / 15-06-20152 Фили.пок
Только глупые школоло уверены, что заговорщики - это исключительно злые дядьки с оксфордским акцентом и надписью на лбу "шпеон".
Фили.пок про Ахматова: Поэзия Серебряного века (Классическая русская поэзия) в 08:47 (+02:00) / 14-06-2015
Заговорщицкая офицерская организация во главе с профессором географии Петроградского университета, отец которого принимал у Ульянова-Ленина экзамен в этом же университете - такое только пьяным большевикам привидится.
svetvnochi про Ахматова: Поэзия Серебряного века (Классическая русская поэзия) в 07:59 (+02:00) / 14-06-2015
"3 августа 1920 года по обвинению в причастности к «заговору Таганцева» арестован петроградскими чекистами поэт Николай Гумилёв, которого затем расстреляли.
Обстоятельства смерти поэта до сих пор вызывают споры. «О том, как Гумилёв вёл себя в тюрьме и как погиб, доподлинно ничего не известно, – рассказывала в своих мемуарах поэтесса Ирина Одоевцева. – Письмо, присланное им из тюрьмы жене с просьбой прислать табаку и Платона, с уверениями, что беспокоиться нечего, „я играю в шахматы“, приводилось много раз. Остальное – всё только слухи». В марте 1922 года петроградский орган «Революционное дело» сообщил такие подробности о казни участников дела Таганцева:
«Расстрел был произведён на одной из станций Ириновской железной дороги. Арестованных привезли на рассвете и заставили рыть яму. Когда яма была наполовину готова, приказано было всем раздеться. Начались крики, вопли о помощи. Часть приговорённых была насильно столкнута в яму, и по яме открыта стрельба. На кучу тел была загнана и остальная часть и убита тем же манером.
После чего яма, где стонали живые и раненые, была засыпана землёй».
Кроме Гумилёва, было расстреляно 60 человек, в том числе 16 женщин. Как впоследствии выяснилось, вся «вина» Гумилёва заключалась в том, что он не донёс органам советской власти о предложении вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего категорически отказался. Никаких других обвинительных материалов в уголовном деле, по которому был осуждён Гумилёв, не содержалось."
13 про Ахматова: Поэзия Серебряного века (Классическая русская поэзия) в 06:27 (+01:00) / 12-01-2014
Безусловно, ослепительно белые никак не могли не быть няшно пушистыми.
antiira про Ахматова: Поэзия Серебряного века (Классическая русская поэзия) в 09:31 (+01:00) / 31-12-2013
Верховный суд РФ отменил реабилитацию бывшего офицера саратовского НКВД Якова Агранова.
http://top.rbc.ru/society/27/08/2013/871830.shtml
Пан нiхто про Ахматова: Поэзия Серебряного века (Классическая русская поэзия) в 09:00 (+01:00) / 31-12-2013
В 2013 году Главная военная прокуратура РФ реабилитировала сталинского палача, убийцу Николая Гумилева, знатного чекиста Агранова (наст. имя - Янкель Шмаевич Соренсон) Таким образом, один из видных организаторов массовых политических репрессий, фактически серийный убийца, мгновенно превратился в невинно пострадавшего, наследникам которого надо бы вернуть его ордена и два знака «Почётный работник ВЧК-ГПУ», а также выплатить, наверное, денежную компенсацию.
Ser9ey про Ахматова: Поэзия Серебряного века (Классическая русская поэзия) в 08:43 (+01:00) / 31-12-2013
Ну такие книги, где все поэты начала 20 века - в куче, терпелись в совковые времена, ибо на безрыбье... а щас то нахера толпой издавать, для просвещения профанов?!
Ну разе чо все эти имена вместе составляют славу русской литературы...и да, профаны могут с этого начинать.
Barster про Маяковский: Футуристы. Первый журнал русских футуристов. № 1-2 (Русская классическая проза) в 08:23 (+01:00) / 26-01-2013
эЛаСтИчНыМ пРопеЛерОм
ВВИНТИЛ ОБЛАКА
киНув Т А М
за визит
ДряБлоЙ смерти КОКОТКЕ
из ЖалоСти сшитоеТАнгОВое МаНтО
А вы говорите, блоги на лирушечке.
Последние комментарии
7 минут 23 секунды назад
10 минут 3 секунды назад
34 минуты 52 секунды назад
35 минут 36 секунд назад
48 минут 48 секунд назад
1 час 17 минут назад
1 час 22 минуты назад
1 час 45 минут назад
1 час 50 минут назад
2 часа 1 секунда назад