Рок-опера “Jesus Christ Superstar” в СССР была запрещена. Мы слушали ее на магнитофонах, записанную с радио вражеских голосов. Вместе с бубнилками, трещалками и забибикиваниями. Потому как вражеские голоса тоже были запрещены.
Прошло много-много лет. Вражеские голоса снова запрещены в эфире. То же и “Jesus Christ Superstar””.
Я тут на днях Войновича юбилейно перечитывала, “Москва-2042”. В конце восьмидесятых, в репринтном издании, те кто помнят, знают эти слепые буковки и диагональные строчки, ломающие глаза, тогда мне казалось, что у товарища автора белая горячка. Ну что вы хотите: молодость, вера в прогресс, после живого иконостаса и гонок на лафетах - Горбачев, перестройка, при чем тут “Ферма животных” на новый лад? Это все для старперов, перед нами – светлое будущее, в котором места для всех этих идиотизмов нет и не будет.
Да и, собственно, сам Воинович: “Я описывал то будущее, которое - я надеялся - никогда не наступит, поскольку это была не утопия, а антиутопия. А теперь действительность, кажется, уже превосходит то, что я там написал. У меня там правит КПГБ – Коммунистическая партия государственной безопасности, и еще там есть пятиединство: государственность, безопасность, религиозность... Я слышал не раз, что нашего патриарха, кстати, называют отец Звездоний. Но та глупость и пошлость, которая становится сейчас знаменем нашего времени – этого ожидать было невозможно. Издаются какие-то дурацкие законы, идут какие-то чудовищные суды, вот этот пресловутый суд над Pussy Riot... Это все превосходит любую, даже не написанную сатиру”
Превосходит, ага. А что вы хотели от бывшего подполковника КГБ? Нет, ну правда? Вот когда весь бывший советский народ, как один человек, голосовал за него: о чем этот народ думал?
У меня два варианта: либо у народа постоянная амнезия, что маловероятно, либо народ (и тут я в ужасе закрываю лапами глаза) не умеет читать. Репринтные издания. Со слепыми буковками и косыми строчнками. Это вредно для глаз, да.